Все три раздела, посвященный стрельбе, это неотъемлемые друг от друга части. И меткого попадания можно достигнуть, если использовать все аспекты. Лишь для удобства восприятия и оценки сделано условное разделение.
Важную в равной степени роль для меткой стрельбы является выбор опережения при стрельбе. Даже в том случае, если вы висите на хвосте у противника. В любом случае самолет противника редко летит по строгой прямой и это следует всегда учитывать при прицеливании в момент открытия огня.
Для более точного понимания упреждения приведу простейший расчет. Самолет Мессершмит, вооруженный двумя 13 мм пулеметами MG-131 (скорострельность 900 выст/мин, начальная скорость пули 750 м/сек) и двумя пушками 20 мм «Эрликон» MG-FF (скорострельность 520 выстр/мин, начальная скорость снаряда 600 м/сек) преследует Як-3 ( длинной самолета 8,5 м) по широкой дуге. На дистанции 300 м до самолета противника, находящегося в прицеле вы начинаете огонь. За секундный залп в момент времени =Т= будет выпущено 12,5 и 8,7 патронов соответственно пулемета и пушки. Расстояние в 300 м они преодолеют за 0,4 и 0,5 сек соответственно. За то же время Як (скорость движения 350 к м/час) пройдет за это время =Т+0,4/0,5= дистанцию 35 и 48 м. Таким образом с учетом кривизны траектории полета ваши первые пули и снаряды лягут 3,5 и 4 корпусах сзади Яка, что означает – для попадания вам следовало брать упреждение на курс самолета примерно в 3,5 корпуса для попадания при стрельбе одними пулеметами и в 4,5 корпуса при общем залпе с многочисленными попаданиями..
Стрельба с кокпитом на упреждение. При упреждение на резких виражах на средних дистанциях свыше необходимо делать упреждение в 2-5 корпусов самолета противника, в зависимости от скорости. Придется задирать кок вашего самолета, оставляя противника вне поле вашего зрения, надеясь при стрельбе только на точность рассчитанной траектории движения, приобретенный опыт и удачу. При коротких же дистанциях упреждение уменьшается пропорционально дистанции, что способствует более высокой точности стрельбы (визуально легче «рассчитать» упреждение), хотя стрельба так же может вестись в «слепую». Здесь уместно сообщить об учебном фильме времен 2-ой МВ, подготовленном для обучения летчиков Люфтваффе стрельбе (документальный фильм, конечно же).. По установленной на Мессершмите камере очень отчетливо и не раз видно, летчик идет на вираже за Мустангом Р-51 и все выстрелы производятся, когда самолет противника «исчезает» под коком мессера. Дистанция примерно метров 50-60. Важно также помнить, что при выборе упреждения на вираже (например, на правом) упреждение необходимо брать не только точно вперед по траектории движения самолета противника, перед его коком винта, но и вверх. Еще один важный момент, который влияет на точность и неразрывно связан и с упреждением, позицией, дистанцией - это движение вашего самолета при атаке. Типичной ошибкой, приводящей часто к неточности при стрельбе может стать выравнивание курса вашего самолета для ожидания. С надеждой, что противник маневрируя сам залезет в прицел (такое вполне возможно) или встанет в удобную для вас позицию упреждения. Может, конечно, получится. Но не так уж много шансов, да и времени у вас будет очень и очень мало для расчета точного выстрела. Все же лучше продолжать преследование, следуя курсом противника и уже в процессе преследования так корректировать свой курс, чтобы выйти на удобную позицию.
Расчет упреждения стрельбы необходим при прицеливании, когда противник применят пикирование, или выходит из него. Но здесь можно облегчить себе задачу, если при преследовании держаться чуть сбоку от самолета противника, вследствие чего вы выиграете в обзоре (прямом визуальном контакте). Можно несомненно рассчитывать на правильность расчетного вхождения противника в прицел "вслепую. На треке 012probe показана стрельба длинными очередями, в том числе и с расчетом упреждения при «слепом» положении самолета противника.
Более просто определять упреждение при выходе противником из проведенной горки или петли, в критических точках, где цель имеет минимальную скорость и сама плавно залезает в прицел. Ну а если «промахивается» немного, то вы можете это поправить, например, мягким управлением руля направления.
При выборе позиции стрельбы с 6 часов (вы у противника «висите» на хвосте) не всегда эффективно наносить удар прямолинейно в фюзеляж (если, конечно, ваш самолет не обладает мощным вооружением, таким как ФВ-109-А5, или мощной пушкой, установленной через кок винта на Як-9К, Мессершмитах серии G-6 с Мк.108). Более выгодная позиция находиться чуть ниже и чуть сбоку. А упреждение выбирается по касательной в притирку с правой или левой стороной фюзеляжа и чуть выше крыла. Правая или левая стороны выбираются, исходя из направления предполагаемого движения самолета противника. В такой позиции стрельбы легче зацепить топливный бак или двигатель, да и плоскости достанется. При атаке бронированного ФВ-190 такой метод наиболее оптимален, гораздо проще вывести самолет из строя, так же можно, как цель, определить одну из его плоскостей.